Казахстан, г.Алматы, тел.: +7-707-836-79-91 (whats app), e-mail: nataly@rozovyislon.kz, skype: nataelita, Наталия
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » Метод.совет » Разработки уроков

БУТЕНКО О.Я. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 54

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

БУТЕНКО ОЛЬГИ ЯКОВЛЕВНЫ

ПО ТЕМЕ:

«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

 

   Несколько лет я работаю над темой «Индивидуализация как один из компонентов методического содержания урока английского языка». Почему именно над этой темой? Индивидуализация является одним из видов дифференцированного обучения, и ее необходимость вытекает из того, что ученики различаются своими задатками, типами памяти, особенностями восприятия окружающего, доминирующими качествами мышления и т.д. А на уроках иностранного языка она приобретает особый смысл, так как речь всегда индивидуальна, она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Это одна сторона проблемы. Другая же состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся с различным уровнем обученности. В связи с тем, что возрос престиж знания иностранного языка в обществе, отношение родителей и учащихся к нему, естественно, изменилось тоже. Многие дети ходят на курсы, занимаются с репетиторами (порой во вред нам, т.к. учат те же программы и не всегда качественно) и считают, что раз занимаются дополнительно, то и знают больше, а остальные дети не занимаются, поэтому возникает трудность при планировании уроков. Ведь если ученик считает, что он знает материал, ему неинтересно на уроке, он начинает отвлекаться, мешать другим. Как же решить эту проблему? Я пришла к выводу, что следует строить уроки для учащихся в двух, а порой и в трех уровнях  сложности,  т.е. первый уровень – научить стандарту обязательной школьной программы, а второй уровень – для интересующегося, способного ученика. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки способно обеспечить ученику постоянное пребывания в зоне ближайшего развития, обучение на максимально посильном уровне, но при его добровольном участии.

        Чтобы это осуществить, необходимо изучить учеников класса, знать их интересы, эмоции, статус ребенка в коллективе, его желание учиться, требования родителей к нему и учителю и, конечно, трудности, которые мешают ему учиться.

          При этом возникает трудность  при разделении класса на группы. Известно, что уровневая дифференциация имеет свои плюсы и минусы, поэтому нежелательно делить класс на постоянные группы. Так как я учу весь класс, то я пробовала экспериментировать. Так, например, взяв в 5 классе теперешние 7 «В», «Г» , первый год я разделила их по знаниям, что дало мне возможность за год подтянуть слабые группы до уровня стандарта. Это достигалось тем, что в слабых группах больший акцент делался на освоение грамматического материала и его отработку до уровня автоматизма, в сильных же группах больший акцент делался на самостоятельную и творческую работу. В  шестом классе я перемешала их, чтобы у детей не занизилась самооценка и они имели возможность сравнить свои знания со знаниями сильных учащихся. Работа проводилась одинаковая для всех, но при общеклассной работе сильные учащиеся получали дополнительные задания, т.к. выполняли свою работу быстрее. И это стимул в работе, каждый старался закончить свое задание быстрее и получить следующее, более сложное. В седьмом классе я их опять переделила, теперь уже по психологической совместимости. В итоге в классах почти не осталось троечников.

          Облегчая атмосферу обучения учащимся, я усложнила подготовку к урокам себе. И это, в какой-то мере,  изменило мою личность  как учителя, т.к. мне приходится пересматривать большое количество материала, придумывать что-то интересное, постоянно заниматься самообразованием. При составлении плана урока прежде всего приходится продумывать, какие оптимальные формы и методы обучения следует использовать на данном уроке, учитывая при этом дифференциальный подход  к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся, при условии, что все они будут изучать материал не ниже программных требований.

            Нельзя провести два одинаковых урока в разных классах даже на одной параллели. Каждая группа специфична. Сначала я провожу урок в более «спокойной» группе, а затем, обкатав материал, зная, что мои более «эмоциональные» группы сделают все быстрее, добавляю что-то еще, в зависимости от темы урока. Иногда получается наоборот.

Если класс пришел возбужденный после предыдущего урока, то спокойные дети делают больше, чем возбужденные, эмоциональные, поэтому в конце урока, предварительно проанализировав его, я даю им дополнительное домашнее задание. И надо отметить – они понимают, почему мы не все успели сделать, и соглашаются со мной.

         Все эти нюансы позволяют сделать акцент на привитии интереса к предмету, на укреплении дисциплины, на устранении пробелов в знаниях учащихся  и на развитии темпа урока.

         Не только содержание обучения, но и одни и те же методы обучения по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей. Например, в парной работе я разрешаю детям выбрать себе партнера, т.к. мало пользы от работы, если учащиеся психологически несовместимы. Если  я вызываю ученика для работы с классом, то это должен быть ребенок с высоким речевым и социальным статусом в классе и т.д.

       Но как бы ни был ученик мотивирован, его прежде всего нужно научить учиться, т.е. научить, как выполнять то или иное задание наиболее рациональным способом. Поэтому перед каждым видом работы я даю четкую установку, как и что нужно делать, и меня иногда очень радует, когда, начав объяснение,  я слышу, как дети хором заканчивают его и смеются, что так хорошо знают, чего я от них хочу.

      Учет реализации индивидуальных способностей ученика осуществляется в  дифференцированном подходе в двух вариантах: либо класс получает общее задание, но помощь учащимся оказывается разная, либо разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс.         

       При объяснении нового материала я стараюсь, чтобы дети не просто слушали и получали все в готовом виде, а помогали мне, опираясь на имеющиеся знания, тем самым облегчая себе понимание новой темы.     

       Я не ставлю оценки просто за работу на уроке, а веду тематический учет знаний. Пока вводится и закрепляется новый материал, знания не оцениваются, дети это знают и активно работают.  Этим стирается барьер в говорении и исчезает боязнь сделать ошибку.

Ошибки исправляются по ходу мной или другими учащимися. Когда материал достаточно закреплен, начинается контроль. Я даю ребятам план на несколько уроков вперед. Например, на одном уроке будет словарный диктант, на следующем – аудирование, потом пересказ текста, далее грамматический тест и т.д. Учащиеся знают, что должны ответить все и получить оценки по каждому виду речевой деятельности. Это позволяет им хорошо подготовиться, правильно распределить время на подготовку домашнего задания, а мне выяснить уровень их подготовленности, увидеть, где есть пробелы в знаниях, что нужно еще доработать.

          Устный опрос, который требует больших затрат времени, я провожу так: классу даются письменное задание – либо индивидуальное,  либо общеклассное. Дети его выполняют, а я потихоньку  подзываю их к себе и опрашиваю (для этого рядом со мной всегда стоит стул). Многим детям легче отвечать мне, а не классу, с другой стороны, все работают. Правда, есть ученики, которые любят отвечать громко, стоя у доски, и я им эту возможность предоставляю. Иногда, если материал объемный, сначала спрашиваю сильных учеников, давая возможность более слабым послушать, а затем поручаю им помочь мне опросить остальных, они это делают с большой охотой и очень строго.           

       Если все это обобщить, то я стараюсь строить обучение на активности, творчестве и самостоятельности. Причем,  все эти факторы взаимообусловлены. Творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. И как раз все это способствует интенсификации урока. 

     Но главное – это активная позиция ученика на уроке, т.е. ученик превращается из объекта обучения в субъекта учебной деятельности, и именно индивидуализация обучения способствует этому.

     Проблема учета индивидуальных особенностей способствует ликвидации разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми учащимися и может быть решена только во взаимосвязи с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Но для этого нужны специальные средства и приемы обучения, которые учитель использует на уроке для того, чтобы обучить всех, создавая одновременно наиболее благоприятные условия для каждого. И это единственный путь повышения КПД урока. 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Наталия (30-11-2014)
Просмотров: 420 | Теги: Английский язык, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ КОМПОН, Обучение, Бутенко Ольга Яковлевна, обобщение опыта | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наше расписание на портале СмартАфиша
Поиск

Приветствую Вас Гость | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
"МАГИЯ САМОРАЗВИТИЯ"

Друзья сайта
  • Тренинг центр PR агентства ГТА InfoPRim
  • Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта
  • Купить домен и хостинг
  • Компьютерная вышивка - эксклюзив для каждого
  • Ткани и аксессуары для рукодельниц
  • Бизнес-леди kz

  • www.work-zilla.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    рефбэк
    Copyright Клуб саморазвития "Розовый слон" © 2017