Казахстан, г.Алматы, тел.: +7-707-836-79-91 (whats app), e-mail: nataly@rozovyislon.kz, skype: nataelita, Наталия
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » Метод.совет » Разработки уроков

Обучение психологии спорта в спортивном колледже. Нурмухамбетова Медина

Медина Нурмухамбетова, спортивный психолог

 

Обучение психологии спорта в спортивном колледже

 

Психология спорта — не только отрасль психологической науки, но и интереснейшая учебная дисциплина.

Основными целями психологии спорта являются  изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям. (1)

А вот целью обучения психологии спорта будущих педагогов-тренеров является подготовка специалистов, владеющих знаниями и навыками в области спортивной психологии, необходимыми для работы в практической спортивной сфере.

Хороший тренер, как и любой педагог должен знать не только особенности поведения спортсменов на соревнованиях, в критической ситуации, но и закономерности психического развития человека и формирования личности, психологические особенности воспитания и обучения.

Тем более,  «двойка» за невыученный урок в спорте — это поражение на соревнованиях или травмы, порой, очень тяжелые. Но  ведь каждый педагог знает, что  «двойка» ученика — это поражение учителя. А в спорте это ощущается еще сильнее.

В спортивном колледже студенты не только осваивают новые знания своей будущей профессии, но и учатся быть «интеллектуальными» спортсменами.

В частности, «Психология спорта» как предмет учит студента-спортсмена методам саморегуляции; помогает спортсмену осознать некоторые ошибки в психологической подготовке; дает знания спортсмену, помогающие побеждать на соревнованиях.

Мои студенты — прежде всего спортсмены. Например, давая знания о темпераменте или характере, я вижу, что студентов интересуют, прежде всего, они сами, их сильные и слабые стороны как спортсменов.

«Я флегматик, — говорит после проведенного тестирования один из студентов, занимающийся вольной борьбой. — Что мне посоветуете?». Парень заинтересовался темой темпераментов. Как спортсмену, я советую ему делать ставки на его психологическую выносливость при тактической подготовке и не рассчитывать на скоростную, взрывную борьбу. Как тренеру, посоветую уделять внимание его эмоциональной пластичности, когда придет время работать с детьми.

Бывало и так, что студент менял свой индивидуальный стиль спортивной деятельности, прослушав блок лекций психологии личности, и достигал большего успеха в спорте.

Поскольку студенты спортивного колледжа, — в первую очередь, практики, то и на предмете «Психология спорта» они получают много практических заданий: освоить дыхательные упражнения, подобрать для себя методы саморегуляции, определить темперамент личного тренера или его тип восприятия и т.д.  Прослушав весь курс, студент выходит с «копилкой» навыков, необходимых для победы на соревнованиях.

На «Психологии спорта» можно использовать богатый арсенал средств обучения. И речь идет не только о ТСО. Это и фильмы, и музыка, и художественная литература.

Иногда полезно проводить групповые тренинги. Здесь можно научить спортсмена неординарно мыслить, доверять товарищам, быть лидером или научиться работать в команде. На таких тренингах студенты глубже понимают особенности людей, занимающихся тем или иным видом спорта. Часто спортсмены, общаясь друг с другом на тренингах, делают интересные открытия о себе и своих однокурсниках.

Например, единоборцы задачи на смекалку предпочитают решать поодиночке, или каждый стремится убедить другого в своей правоте. А вот задачки, требующие применения физической силы, их объединяют.

«О, такой маленький, а тяжеленный!» — восклицает дзюдоист, помогая штангисту преодолеть препятствие. А фехтовальщик, неожиданно для группы, перепрыгивает через барьер в полтора метра высотой.

Проводя  тренинги, преподаватель «Психологии спорта» обязательно разберет с учениками и педагогическую сторону проведения тренинга, и психологические моменты. Обязательно обозначит для студентов, что из этого может использовать в своей практике тренер.

На «разборе» идеомоторной тренировки боксер удивленно  говорит сокурснику-пловцу: «Я всегда считал, что плавание — простой, с точки зрения технической подготовки, спорт. А оказалось так интересно! Научишь?».

К сожалению, студенты спортивного колледжа часто отсутствуют на занятиях: сборы, соревнования. В таких случаях первый помощник — интернет: электронная почта, Skype, WhatsApp и т.п. Пока спортсмен на сборах, эффективно дать ему практические задания: по работе со спортивным дневником, по саморегуляции и самонаблюдению, по наблюдениям за тренером или членами команды. А приехав, студент отчитается по проделанной работе.

В Казахстане и спортсмен, и тренер привыкли решать психологические задачи подготовки спортсмена своими силами. Поэтому на занятиях в колледже необходимо уделить внимание именно практическим задачам психологической науки.

 

  1. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М.Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.
Категория: Разработки уроков | Добавил: Наталия (30-04-2015)
Просмотров: 462 | Теги: подготовка тренеров, методика, практик, спортсмен, Нурмухамбетова Медина, Обучение психологии спорта в спорти, соревнования, рекомендации | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наше расписание на портале СмартАфиша
Поиск

Приветствую Вас Гость | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
"МАГИЯ САМОРАЗВИТИЯ"

Друзья сайта
  • Тренинг центр PR агентства ГТА InfoPRim
  • Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта
  • Купить домен и хостинг
  • Компьютерная вышивка - эксклюзив для каждого
  • Ткани и аксессуары для рукодельниц
  • Бизнес-леди kz

  • www.work-zilla.com
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    рефбэк
    Copyright Клуб саморазвития "Розовый слон" © 2017