Казахстан, г.Алматы, тел.: +7-707-836-79-91 (whats app), e-mail: nataly@rozovyislon.kz, skype: nataelita, Наталия
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » Взаимоотношения » Воспитание детей

Почему ребенок не хочет учиться. Наталия Бутенко

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ

 

Ученье – свет, а неученье – чуть свет, и на работу.

Народная мудрость

 

Мы внушаем детям с самого раннего возраста, что для нормального существования в современном мире необходимо получить хорошее образование. Они обычно соглашаются, но наступает момент, когда у ребенка пропадает желание учиться. Это настоящее испытание для родителей. Давайте разберемся, в чем причина такого явления?

Можно много говорить об отсутствии мотивации, но по отношению к детям это не совсем верный подход. Да, конечно, обязательно разъяснять ребенку, как замечательно все у него сложится в будущем, если он будет хорошо учиться, много знать и получит востребованную специальность.

Но для детей, особенно в младшем возрасте, будущая профессия настолько далека, что не может служить достаточной мотивацией. Поэтому следует придумать что-то поближе, попонятнее. Но об этом чуть позже.

Итак, из-за чего у ребенка может пропасть желание учиться?

Страхи

Вариант первый – страх. У него могут быть разные причины и проявления.

Например, страх выступать перед публикой. Ребенок боится выйти к доске и ответить урок, даже если хорошо все выучил; становится неуверенным; речь может стать бессвязной, вплоть до того, что ребенок начинает заикаться. Даже просто ответ с места может вызывать у ребенка ступор, и он становится просто не в состоянии показать свои знания.

Если учитель вовремя не распознает этот страх, не обратит внимания на изменения в поведении ученика, то начнет ставить ребенку «двойки», чем еще больше укрепит проблему.

Решение проблемы кроется в психологической подготовке ребенка к публичным выступлениям, будь то ответ на уроке или участие в концертной программе.

Рассказывайте о том, как вы сами в свое время преодолевали этот барьер, как впервые пели на сцене или читали стихи. Обязательно делайте акцент на том, как вам понравилось, что публика вас поддержала, чтобы ребенок почувствовал, что его ждет успех.

Если дома разобраться с этим страхом не получается, лучше всего отдать ребенка в какую-нибудь студию – вокальную, танцевальную, хоровую, театральную. Там всегда уделяют внимание сценическим выступлениям, и дети постепенно привыкают, становятся более уверенными и в житейских ситуациях.

Другой вариант страха – ребенок может бояться конкретного учителя. Обычно это легко определить, если проблемы возникают с каким-то определенным предметом. Вероятнее всего, учитель либо очень строгий, либо в какой-то момент повел себя агрессивно с ребенком, либо просто относится к ребенку предвзято.

В таком случае можно поговорить с учителем, чтобы он мягче относился к ребенку и дал ему возможность какое-то время адаптироваться. А ребенку объясните, что учитель просто был не в духе и случайно повел себя так, а не потому, что ему именно этот ученик не нравится.

Случается, что ребенок боится отвечать перед классом из-за отношений с другими ребятами. Возможно, у него дефект речи, и над ним смеются, дразнят. Или его внешность вызывает насмешки. Или он не ладит с детьми по каким-то другим причинам.

Еще ребенок может стесняться, если он влюблен в одноклассницу и боится предстать перед ней в невыгодном свете. Тот же вариант возможен и с девочкой.

Все эти проблемы должны решаться с помощью повышения самооценки и уверенности ребенка, объяснений, что чужое мнение не должно мешать человеку в жизни, что всем не угодишь и нравиться всем невозможно.

Обязательно подчеркивайте положительные качества ребенка и помогите ему найти способ их показать другим ребятам.

Бывает еще страх не оправдать надежд родителей – ответить не так хорошо, как они ожидают от ребенка. Например, папа внушает сыну, что он должен с первого дня показать себя с хорошей стороны новому учителю, заработать авторитет. А ребенок не уверен в своих силах и боится поднять руку и ответить.

Здесь та же история с самооценкой и уверенностью в себе.

На страхи следует обращать внимание в первую очередь, особенно у детей младшего школьного возраста. Похожая ситуация может случиться и в случае перевода ребенка в другую школу. Выявление первопричины поможет вам устранить ее и облегчить ребенку процесс обучения.

Кроме страха, существуют и другие причины нежелания детей учиться.

Пробелы в знаниях 

Одной из них часто бывает отставание по программе. Например, ребенок проболел неделю-две или больше, дома не занимался и пропустил материал. Вышел на занятия и просто не понимает, что и как делать. А спросить боится, стесняется или просто не хочет, надеясь, что со временем разберется.

Время проходит, а «догнать» одноклассников не получается, и тогда ребенок понимает, что напрягаться бессмысленно, значит, делать этого и не нужно. Он начинает скучать на уроках, получать все больше плохих отметок и терять интерес к предмету, а то и к нескольким.

Нужно еще учитывать, что за время болезни ребенок расслабился и выбился из рабочего режима, поэтому ему может быть сложно собраться и начать работать.

Здесь, конечно, важна дисциплинирующая роль родителей и контроль, чтобы ребенок быстрее вошел в колею. Было бы неплохо помочь ребенку «догнать» программу – силами родителей, родственников, знакомых или нанять репетитора.

И еще можно поговорить с учителями, чтобы они некоторое время обращали внимание, где у ребенка «пробелы» в знаниях и помогали ему разбираться с пропущенным материалом. Часто такие вещи можно делать даже по ходу урока. Тем более что остальным ученикам тоже будет полезно лишний раз повторить пройденный материал.

В советские времена в школах использовали замечательный метод для отстающих учеников – просили кого-то из одноклассников, кто хорошо учится, помочь другу. Часто дети гораздо быстрее обучают друг друга, поскольку разговаривают на равных, на одном языке. Думаю, этот прием есть смысл восстановить в воспитательном и учебном процессе.

Протест

Еще один вариант, когда ученик теряет интерес к учебе – противостояние с учителем. Это уже сознательный выбор.

Если с учителем произошел конфликт или, как говорится, не сошлись характерами, то ребенок может назло ему перестать заниматься по его предмету, начать игнорировать домашние задания, грубить на уроках и другими способами выражать свое негативное отношение к учителю.

В этом случае необходимо поговорить с ребенком и объяснить ему, что отношения не должны влиять на учебу. В дальнейшем в жизни такой навык разделения «мух и котлет» очень пригодится в работе с людьми. Не помешает также пообщаться с учителем и вместе выработать стратегию поведения.

Похожим образом подростки иногда самоутверждаются в среде одноклассников, пытаясь доказать, что они «крутые», не боятся учителей и наказаний. Или просто привлекают к себе внимание: регулярно опаздывают, не готовят домашних заданий, не работают на уроке… В подростковом возрасте эта проблема встает особенно остро.

Если вы обнаружили такой вариант поведения у своего ребенка, то лучший способ, научить его привлекать к себе внимание другими методами, выделяться из общей среды своими способностями, которые есть у каждого человека.

Часто помогают в таких случаях занятия спортом, танцами, музыкой, рукоделием, какие-нибудь увлечения ребенка, коллекционирование и прочие хобби.

Случается, что у детей пропадает желание учиться при смене преподавателя. Если предыдущий учитель с любовью относился к детям и своему предмету, был интересным человеком, установил с детьми доверительные отношения, то нового преподавателя дети могут не воспринимать достаточно долгое время, особенно если он в чем-то уступает своему предшественнику.

В такой ситуации детей нужно мотивировать к учебе другими способами. Это может быть и ориентир на будущее, что предмет нужно знать для будущей профессии, и необходимость сдавать итоговые экзамены или тестирование по данному предмету, и дополнительные стимулы в виде вознаграждений за хорошие оценки…

Самый сложный случай для родителей, когда учеба становится для ребенка средством манипуляций, реакцией на конфликт в семье.

Если вы обнаружили, что ребенок перестал учиться, чтобы досадить вам или получить от вас какие-то уступки, срочно пересмотрите свои отношения с ребенком, прекратите «торговлю» и в жесткой форме обозначьте, что именно вы ставите условия, поскольку несете ответственность за него и вам не безразлично, каким он станет человеком.

Подчеркивайте, что любите ребенка, но при этом не позволяйте собой манипулировать.

Безусловно, каждый ребенок индивидуален и по-своему реагирует на процесс учебы. Но если вы видите, что у ребенка снижается интерес к обучению, срочно выявляйте и устраняйте причины.

Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и легче восстановите желание ребенка учиться, а значит его и свое психологическое равновесие и устремленность в будущее.

Успеха вам на нелегком родительском поприще!

Ваш трансформационный тренер,
Наталия Бутенко

 
Категория: Воспитание детей | Добавил: Наталия (07-12-2016)
Просмотров: 151 | Теги: дети плохо учатся, протест, Наталия Бутенко, как помочь ребенку, школьные страхи, почему ребенок не хочет учиться, желание учиться, трудный ребенок | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наше расписание на портале СмартАфиша
Поиск

Приветствую Вас Гость | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
"МАГИЯ САМОРАЗВИТИЯ"

Друзья сайта
  • Тренинг центр PR агентства ГТА InfoPRim
  • Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта
  • Купить домен и хостинг
  • Компьютерная вышивка - эксклюзив для каждого
  • Ткани и аксессуары для рукодельниц
  • Бизнес-леди kz

  • www.work-zilla.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    рефбэк
    Copyright Клуб саморазвития "Розовый слон" © 2017