Казахстан, г.Алматы, тел.: +7-707-836-79-91 (whats app), e-mail: nataly@rozovyislon.kz, skype: nataelita, Наталия
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Главная » Статьи » Метод.совет » Воспитательная работа

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА/ Бутенко О.Я., Коврова С.И.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Бутенко О.Я., Коврова С.И.

Казахстанско-Российская школа-гимназия № 54

 

«Учиться и, когда придет время,

 прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!»

Конфуций

 

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев уделяет особое внимание повышению качества подготовки человеческих ресурсов, воспитанию Казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры. В результате реализации программы, выдвинутой президентом, будет создана эффективная система управления образованием, обеспечивающая формирование профессионально-компетентной личности, конкурентно-способного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты.

      Компетентностный подход к образованию в последние годы становится все более популярным, т.к. основным стержнем развития экономики провозглашена информация. Будущему специалисту следует не только овладеть информацией, но и научиться ее использовать рационально для поддержание и развития своего интеллектуального и творческого потенциала. Ответ на вызовы «информационной революции», современным педагогам видится в смещении конечной цели образования со знаний на компетентности.

     Главная идея компетентностного подхода состоит в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации. Иными словами, компетентностный подход в образование предусматривает способность ученика, как будущего специалиста, самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.  Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует о т педагогов современной школы применение совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

    Анализ особенностей содержания английского языка как предмета, и возможностей учеников, уровня их развития, позволил нам выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не столько сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой у рока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов, далее в методической системе обучения и, наконец, в личности учителя и его поведении. Трудно сказать, что не является предметом обсуждения на уроках иностранного языка, затронуты, практически, все стороны жизни.  Пожалуй, только история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения, т.е.  формируется языковая компетентность. Именно эта личностная заинтересованность и является тем каналом, через который в сознание ребенка проникает воспитательное воздействие.

 Первая сторона урока – используемый материал, и она доступна любому учителю. Именно от темы урока и нужно отталкиваться, определяя воспитательную задачу урока. Какими же могут быть воспитательные цели?

  1. ”Развитие эстетического вкуса” (темы: музыка, театр, живопись, одежда).
  2. “Привитие уважения к народам других национальностей, их культуре, обычаям и т.д.” (темы по страноведению).
  3. “Воспитание мужества” ( тематика, связанная с войной, Днем победы и т.д.)
  4. “Воспитание идейной убежденности, патриотизма” (темы: моя Родина и.т.д.)
  5. “Воспитания сознательного отношения к труду и людям труда” (темы: труд, профессии).
  6. “Воспитание гражданственности, активной жизненной позиции, толерантности”.
  7. “Привитие любви к животным, природе, семье, друзьям”.
  8. “Развитие внимания к собеседнику” (работа в парах, ответы одноклассников и т.д.)
  9. “Прививать учащимся умение критиковать друг друга и чувство самокритики”.

 

Следует сообщать детям цель в начале урока. Но будет ли она звучать так же, как у нас записано в плане урока? Дело в том, что учитель и учащиеся видят цели под разными углами зрения. Поэтому предложенные выше формулировки целей урока предназначены для учителя, для записи их в плане урока. Для ученика же их следует переформулировать, сделать близкими, понятными, такими, чтобы ученик мог их принимать как свои цели. Например, прошлым летом мы готовились к участию в международном симпозиуме по гражданскому образованию. Учащиеся 9-11 классов имеют уже достаточный запас знаний по этой тематике. Им была поставлена цель: рассказать о нашей школе, ее традициях, работе музея Боевой Славы, о гражданской позиции иностранным гостям. Они составляли выступления сами, и было очень приятно слышать с какой гордостью и любовью они говорили. Гости были удивлены тем, как хорошо учащиеся владеют английским  языком, их заинтересовала работа, проводимая в школе. Завязывается мотивированная  беседа. Такие же моменты можно разыгрывать и на уроках, поделив класс на исполнителей и гостей.  Дети не только пополняют имеющиеся знания, но и с гордостью рассказывают о школе (кружках, семье, своих любимцах-животных, городе, стране и т.д.). Расширяется кругозор, развивается умение говорить, речь мотивированная и очень ценный воспитательный момент

 А вот две другие стороны урока (методическая система обучения и личность учителя) требуют достаточно высокого профессионализма и тщательной подготовки для того, чтобы урок достиг своей цели. Мы не будем касаться сегодня методики, а вот на личности учителя стоит остановиться, т.к. именно учитель является проводником воспитания. Дело в том, что иноязычная речь служит и целью, и средством  обучения одновременно. И здесь на первое место выступает личность учителя. “ Если учитель физики… демонстрирует учащимся физические процессы и явления, а преподаватель химии – химические реакции, то совершенно ясно, что преподающему иностранный язык, безусловно, необходимо демонстрировать учащимся, как именно иностранный язык может и должен использоваться в качестве средства общения, так как учащиеся овладевают не предметами, а новыми языковыми средствами, так как именно языковой материал является предметом их изучения, то и наглядность на занятиях должна быть преимущественно языковой.

  Спецификой предмета иностранных языков является то, что методическим содержанием современного урока должна быть его коммуникативность, т.е. речевая направленность, при этом учитель и ученик должны быть речевыми партнерами, т. е. современный урок должен стать уроком творческой дружбы ученика и учителя, если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным. Одним словом задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению форму общения. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при его условии можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие на ученика.

 Урок, будучи самостоятельной единицей, в процессе обучения, является звеном в цепи уроков. То, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную связь уроков, естественную вариативную повторяемость из урока в урок, обеспечивающую поступательное движение к конечным учебно- воспитательным целям. Урок иностранного языка должен представлять собой относительно законченное произведение, построенное в соответствии с определенными требованиями,  вытекающими из целей, содержания и технологии обучения. Эти требования и определяют стратегию и тактику учителя в проведении урока.

 Учитель – своего рода режиссер, он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Ему предстоит создать на уроке тот психологический климат, который требуется для осуществления общения. Учителю необходимо в совершенстве владеть механизмом урока, чтобы добиться желаемого результата. Хороший педагог, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому единственному пути, который подсказывается логикой данного урока. Нужно не бояться пробовать, экспериментировать, изобретать и придти к какому-то своему методу, который удовлетворял бы вас и способствовал повышению эффективности урока. Главный принцип при этом должен быть – заинтересованность и доверие ваших учеников. Когда учитель, разговаривая с учеником, прежде всего, сознает, что перед ним ученик, а учитель ни на минуту не забывает, что перед ним учитель, их общение, по сути дела, - учебное. Они не видят друг в друге партнеров, им неинтересно общаться, Как от этого избавиться? Чтобы найти в ученике собеседника, нужно, прежде всего, правильно себя вести.

А) Говорить естественно, а не механически, заученно, обращая внимание, на реакцию собеседника.

Б)  Доводить прием до конца, иначе у учащихся пропадет интерес.

В) Не читать свои реплики по плану или по листочкам. Можно заготовить опорные карточки. Захочется ли вам разговаривать с собеседником, если он все читает по бумажке?

Г) Учитывать интересы собеседника.

Д) Быть искренним, даже когда субъективные причины мешают этому. Формализм и безразличие убивают дух общения.

Е) Следить за выразительностью интонации, жестов мимики, это дает возможность лучше воздействовать на собеседника. Ведь если вы чувствуете внимание, заинтересованность, поощрение взглядом, жестом или словом со стороны собеседника, вам хочется говорить.

Ж) Уметь во время общения двигаться, стоять, сидеть; даже от позы собеседника зависит речевая настроенность партнера.

З) быть доброжелательным: Ученик должен чувствовать поддержку учителя. Доброжелательность полностью исключает раздражительность, насмешку по поводу ошибки, а тем более грубость и крик.

        Но общение процесс двусторонний. Какими бы умениями общения не обладал учитель, он не сможет добиться речевого партнерства, если ученики не обучены хотя бы элементарным правилам общения на уроке. Нельзя просто рассчитывать на то, что ученики увидят, поймут, привыкнут. Необходимо специально показывать приемы общения, объяснять их назначение, учить овладевать ими. Как бы ни был ученик мотивирован, его, прежде всего, нужно научить учиться, т.е. научить, как выполнять то или иное задание наиболее рациональным способом.

              Если все это обобщить, то мы стараюсь строить обучение на активности, творчестве и самостоятельности. Причем,  все эти факторы взаимообусловлены. Творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика. И как раз все это способствует интенсификации урока. Компетенции формируются средствами образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

 

Литература

1.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика.—2005. -№4. с.19-26

2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. - №5. – 2003.

3.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. - №5

4.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Москва 2001.   

     

Категория: Воспитательная работа | Добавил: Наталия (29-11-2014)
Просмотров: 1220 | Теги: уроки английского языка, обучение на активности, компетентностный подход, Коврова Светлана Ивановна, творчестве, Бутенко Ольга Яковлевна | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наше расписание на портале СмартАфиша
Поиск

Приветствую Вас Гость | RSS
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ
"МАГИЯ САМОРАЗВИТИЯ"

Друзья сайта
  • Тренинг центр PR агентства ГТА InfoPRim
  • Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта
  • Купить домен и хостинг
  • Компьютерная вышивка - эксклюзив для каждого
  • Ткани и аксессуары для рукодельниц
  • Бизнес-леди kz

  • www.work-zilla.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    рефбэк
    Copyright Клуб саморазвития "Розовый слон" © 2017